Закон о маркировке интернет-рекламы вступает в силу с 1 сентября
К чему готовиться и как нам быть? Что предусматривает закон? Кого коснутся изменения? Ответы на самые важные вопросы дает начальник информационно-маркетингового центра Вологодской торгово-промышленной палаты Дмитрий Телегин.
С 1 сентября вступает в силу закон № 347- ФЗ: О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе». Теперь вся интернет-реклама, которая показывается пользователям на территории России, должна быть промаркирована и учтена. К исключениям относятся рассылки по своей базе клиентов (email, мессенджеры), push-уведомления, трансляции теле- и радио-эфиров.
Нужно ли вам маркировать вашу интернет-рекламу? Если ваши действия направлены на привлечение внимания потребительской аудитории, находящиеся на территории РФ в сети интернет, то вы обязаны промаркировать свои объявления.
Если вы находитесь в России, но рекламируетесь на зарубеж, то ваша реклама под закон не попадает.
Кого затронет данный закон?
- Рекламодателей
Юр. и физ. лиц, в том числе иностранных, которые размещают рекламу на пользователей в РФ
- Рекламные системы
Включая соц. сети и сервисы обмена мгновенных сообщений
- Площадки
На которых рекламодатели напрямую размещают рекламу
- Посредников
Агентств и фрилансеров, которые участвуют в цепочке размещения рекламы своих клиентов
Как изменится процесс?
Во-первых, появятся новые термины: ЕРИР, ОРД, Токен, Разаллокация
ЕРИР – Единый реестр интернет-рекламы, система учета рекламы, создаваемая Роскомнадзором
ОРД – Оператор рекламных данных. Он собирает информацию от участников рынка и передает в ЕРИР
Токен – Уникальный номер рекламного объявления. Выдается через ОРД
Разаллокация – Детализация актов от поставщика до конечных рекламодателей
Во-вторых, теперь процесс состоит из двух этапов:
- До запуска рекламы
1 - Вы должны передать данные о конечном рекламодателе и его договоре с первым подрядчиком
2 – Зарегистрировать креатив в ОРД (оператор рекламных данных)
3 – Добавить токен и пометку «Реклама» в объявление
- Через 30 дней после отчетного месяца
После того как вы запустили рекламу, вам нужно будет передать отчет с разаллокацией трат, включая данные о договорах и актах. Передать статистику о показах с детализацией до площадок и креативов.
Как понять, что реклама промаркирована?
Теперь, для любого рекламного креатива будет известен конечный рекламодатель, даже если реклама покупается через посредников, вся цепь закупки рекламы и вся статистика будет отображаться в ЕРИР. После того как рекламодатель зарегистрируют свои креативы в ОРД, им присвоят токены. На каждом креативе будет находится токен и будет стоять пометка реклама.
Если вы работаете с рекламными системами (Яндекс.директ, например) напрямую, то вам ничего не нужно будет передавать в ОГР. Рекламная сеть сама, через ОРД присвоит вашему креативу токен и добавит пометку «Реклама». То есть схема будет выглядеть следующим образом:
Вы (рекламодатель) - Рекламная система - ОРД - ЕРИР
При создании нового кабинета, рекламные системы попросят вас заполнить дополнительные поля регистрации.
Если вы рекламируетесь через посредника, вам нужно будет предоставить ваши данные посреднику, посредник передает в рекламную систему данные о себе и о вас, а также креативы и настройки рекламы. Рекламная система передает информацию о вас и вашем посреднике в ОРД.
Какие данные передаются в ЕРИР?
- До показа
Вам нужно будет составить первичный договор и креатив. В первичном договоре должны быть:
Заказчик / исполнитель
- ИНН / VAT / Абон. Номер мобильного телефона
- Полное и сокращенное наименование
- ОГРН/ОГРНИП
- Место нахождения и юридический адрес
- Должность и ФИО лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица
Данные договора
- Предмет договора
- Номер договора / доп. соглашения
- Дата договора / доп. соглашения
- Сумма договора (опционально)
- Признак с / без НДС
- По итогам месяца
- первичный договор
- договор + акт с поставщиком услуг / рекламной системой (у кого покупается реклама)
- договор + акт с заказчиком (для кого покупается реклама)
- список креативов с идентификатором и объемом показов
В акте должны быть указаны:
- номер акта
- дата акта
- номер договора / доп. соглашения
- дата начала периода
- дата окончания периода
- сумма акта
- признак НДС
В отчете о креативе должны быть указаны:
- ЕРИР ID
- Площадка
- Количество показов
- Сумма в акте
- Стоимость единицы в акте
Почему важно соблюсти закон?
Во-первых, есть риски штрафов, сейчас закон еще дорабатывается и на данный момент не подразумевает ответственности, но она может появиться в будущем.
Во-вторых, есть налоговые риски, проверки от ФАС и ФНС. Если реклама не промаркирована, то ее могут не учесть в расходы, а значит у вас может увеличится налогооблагаемая база, вы заплатите больше налогов.
Этот закон сделает процесс интернет-рекламы прозрачным. Сейчас каждый участник цепочки знает только о своих договорах и актах с контрагентами, нигде нет информации о всей цепочке.
Закон вступит в силу с 1 сентября и важно быть готовыми к изменениям, так как если вы не зарегистрируете свой креатив, но запустите рекламу, то пройти регистрацию задним числом не получится. В результате вас могут отключить от рекламного кабинета и в дальнейшем заблокировать возможность рекламироваться в данной системе.
Пятница: с 8:30 до 16:00
Перерыв на обед: с 13:00 до 13:30
Суббота, воскресенье - выходные